АННОТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
к основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ «ООШ п. Омсукчан»
Основная образовательная программа начального общего образования (далее - ООП НОО) МБОУ «ООШ п. Омсукчан» разработана на основании Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ (с изменениями и дополнениями); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минпросвещения РФ № 286 от 31 мая 2021 года), скорректирована с учетом ФОП НОО (Приказ Минпросвещения РФ № 372 от 05 мая 2023 года) и Устава МБОУ «ООШ п. Омсукчан».
Целью реализации ООП НОО является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В ООП НОО представлены все разделы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) к структуре ООП НОО.
ООП НОО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел ООП МБОУ «ООШ п. Омсукчан» определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
-пояснительную записку;
-планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
-систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
-рабочие программы учебных предметов, курсов;
-программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
-рабочую программу воспитания.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
-учебный план начального общего образования;
-план внеурочной деятельности;
-календарный учебный график;
-календарный план воспитательной работы;
-характеристику условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Пояснительная записка раскрывает:
- цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;
- общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования;
- общие подходы к организации внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
- обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП НОО;
- являются основой для разработки основной образовательной программы начального общего образования образовательных учреждений;
- являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки этих результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО:
- закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
- обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
- предусматривает оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших ООП НОО) и оценку эффективности деятельности МБОУ «ООШ п. Омсукчан»;
- позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и
реализацию требований ФГОС НОО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. План внеурочной деятельности МБОУ «ООШ п. Омсукчан» определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на уровне начального общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей МБОУ «ООШ п. Омсукчан».
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на уровне начального общего образования содержит:
- описание ценностных ориентиров содержания образования на
уровне начального общего образования;
- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
характеристики личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Программы отдельных учебных предметов, курсов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разработаны на основе: требований к результатам освоения ООП НОО; программы формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, курсов содержат:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование.
Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного процесса на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, среднего профессионального образования.
Программа предназначена для организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС;
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания.
Предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Система условий реализации ООП НОО разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. Система условий учитывает особенности МБОУ «ООШ п. Омсукчан», а также его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия).
Система условий содержит:
- описание имеющихся условий: кадровых, психолого- педагогических, финансовых, материально-технических, а также учебно- методического и информационного обеспечения;
- обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения;
- контроль за состоянием системы условий.
Программа адресована учащимся 1 -4 классов и их родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, учителям.